RSS Eng

13 июня

RSS

Печать

Без развития экономики села у сельских малочисленных школ нет будущего

В ОП Карелии обсудили ситуацию с закрытием сельских школ, вызвавшим общественный резонанс

Без развития экономики села у сельских малочисленных школ нет будущего

В Общественной палате Республики Карелия состоялись общественные слушания «Сельская школа в Карелии: сохранить нельзя закрыть».

Обращение комиссии Общественной палаты Республики Карелия по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов вызвано общественным резонансом, социальной напряженностью в обществе и ростом публикаций в СМИ и интернет-изданиях о закрытии сельских школ Карелии, среди них — петиция против закрытия Нюхотской сельской школы Беломорского района, набравшая более 60 тысяч просмотров в сети Интернет и подписей жителей, видеообращение учеников Святозерской сельской школы Пряжинского района к Главе Республики Карелия и еще более 10 публикаций по данной теме.
 
В общественных слушаниях приняли участие представители законодательной и исполнительной власти Карелии, детский омбудсмен, специалисты муниципальных образований и учреждений образования, НКО и общественных объединений в сфере образования, педагогическая общественность, жители.
 
Заведующая лабораторией теории и практики развития сельской школы, доцент кафедры теории и методики начального образования Института педагогики и психологии ПетрГУ Зинаида Ефлова представила презентацию «Современная образовательная ситуация в сельской местности Российской федерации и Республики Карелия».
 
Модератор слушаний руководитель комиссии ОП по социальной политике, трудовым отношениям, взаимодействию с профсоюзами и поддержке ветеранов Валентина Лапичкова привела данные статистики.
 
Статистика образовательной ситуации в сельской местности Карелии такова: около 50% школ в сельской местности от общего их количества, около 30% обучающихся от общего числа обучающихся и около 50% педагогов от их общего числа. Данные статистики образовательной ситуации в сельской местности Карелии подтверждают, что проблемы сельской школы — это проблемы значительного количества школ Карелии и их игнорирование может иметь социальные последствия для населения сел Карелии.
 
В ходе слушаний были рассмотрены вопросы реализации Национального проекта «Образование» и места в нем сельских школ, практического применения законодательства об образовании, вклада Ассоциации сельских школ Карелии в развитие образования на селе.
 
По информации, предоставленной заместителем Министра образования Карелии Натальей Волковой и начальником отдела Министерства образования Карелии Михаилом Огневым, на реализацию мероприятий национального проекта «Образование» в Карелии из бюджета Российской Федерации будет выделено 2,6 млрд руб.
 
Планируется построить новую школу в селе Деревянное, в 23 сельских школах будет обновлена база для занятий физкультурой и спортом, все школы будут подключены к высокоскоростному интернету, будут созданы центры цифрового и гуманитарного профилей, началась проработка программы «Земский учитель».
 
Но ответа на вопрос о том, сколько средств будет выделено на сельские школы, не было получено.
 
Заместитель Министра национальной и региональной политики Республики Карелия Александра Ершова обозначила возможности конкурсов и проектов по развитию сельской территории. Среди них — поддержка ТОСов, ориентированных на развитие села, программы поддержки местных инициатив, конкурсы грантов для НКО.
 
Член Ассоциации сельских школ Республики Карелия, член КРОО «Дом карельского языка», специалист Этнокультурного центра Пряжинского национального муниципального района Татьяна Сеппянен осветила деятельность Ассоциации сельских школ Республики Карелия. Особое внимание она уделила выполнению высказанных на Дне сельской школы Карелии 8 февраля 2019 г. предложений, направленных в Правительство Республики Карелии, Законодательное собрание Республики Карелия, Министерство образования Республики Карелия, отделы образования администраций муниципальных районов.
 
Основные предложения о необходимости провести комплексный анализ образовательной ситуации в Карелии; о внесении изменений в методику расчета субвенции на образование, в том числе выделить норматив на финансирование дошкольных малочисленных групп, затрат на подвозы детей; о льготах на селе и программе «Земский учитель», программах «Мобильный учитель» и «Дистанционное обучение»; о разрушении методических служб; о терминологии в отношении сельских и малокомплектных школ.
 
Ни от одной из организаций, которым были адресованы предложении, Ассоциация сельских школ Республики Карелия ответа не получила.
 
Уполномоченный по правам ребенка Карелии Геннадий Сараев обозначил позицию действий в интересах ребенка при решении вопросов сельских школ. Также он отметил, что отставание или отсутствие достоверной доступной актуальной информации о предложениях муниципальных и республиканских органов власти об оптимизации сельских школ, нарушение базовых принципов коммуникации власти и общества и практическое аргументированное обсуждение проблем сельских территорий, перспектив экономического развития села породили всплеск обращений по проблемам сельских школ.
 
Национальный проект «Образование», по мнению детского омбутсмена, создает уникальные условия для создания условий развития образования на селе в интересах ребенка и качества образования. Геннадий Сараев предложил продолжить разговор о развитии образования на селе и пригласить Министерство экономического развитии и промышленности Карелии, Министерство сельского и рыбного хозяйства Карелии.
 
Заместитель председателя Общественной палаты Республики Карелия Анатолий Цыганков отметил, что беспокойство о семье и детях и образование, экономическое развитие сел Карелии — взаимосвязанные темы. Если есть экономическое развитие села — сельская школа будет жить, если нет перспектив развития села — сельская школа не спасет село.
 
Ответственный секретарь Карельского республиканского отделения Национальной родительской ассоциации Елена Антошко поддержала мнение Анатолия Цыганкова и Геннадия Сараева о взаимосвязи развития сельской территории и сельской школы и также поддержала предложение продолжить обсуждение с участием специалистов министерства экономики.
 
Заместитель Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района Елена Илюкович отметила, что в 2019 году район получит по национальному проекту «Образование» более 9 млн руб. Она согласилась с общим мнением, что сельская школа не может быть градообразующим предприятием и без развития экономики села у сельской малокомплектной школы впереди большие испытания.
 
По итогам общественных слушаний были приняты рекомендации в адрес Законодательного собрания республики, министерства образования Республики Карелия и Ассоциации сельских школ Карелии.
 

Пресс-служба Общественной палаты Республики Карелия

Теги: Республика Карелия

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться