RSS Eng

29 мая

RSS

Печать

Задача номер один — создать единую систему работы с одаренными детьми

Вопрос выявления, поддержки и развития одаренных детей в Кабардино-Балкарии обсудили общественники на базе Детской академии творчества «Солнечный город»

Задача номер один — создать единую систему работы с одаренными детьми

В ОП КБР обсудили вопрос выявления, поддержки и развития одаренных детей и молодежи в Кабардино-Балкарской Республике.

Обсуждение состоялось в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Детская академия творчества «Солнечный город» Министерства просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики.
 
Члены Палаты и приглашенные ознакомились с материально-технической базой детской академии творчества, встретились с учащимися Лицея для одаренных детей интернатного типа и посетили Центр дополнительного образования с охватом более 5 тысяч учащихся в возрасте от 5 до 18 лет.
 
В «Детской академии творчества «Солнечный город» реализуются 3 лицейных общеобразовательных профиля: физико-математический, химико-биологический и социально-экономический и более 80 программ дополнительного образования художественно-эстетической, научно-технической, социально-педагогической, спортивной, естественнонаучной направленностей.
 
Инфраструктура учреждения представлена 43 учебными классами и лабораториями, спортивным, актовым, конференц-, хореографическим залами, библиотекой, классами правового воспитания и обеспечения безопасности жизнедеятельности, музыкальным классом Юрия Темирканова и классом изобразительного искусства Михаила Шемякина.
 
В учреждении открыт детский технопарк «Кванториум» общей площадью более 500 кв. метров по пяти направлениям: РОБО, НАНО, КОСМО, IT и ЭНЕРДЖИ, оснащенный современным, высокотехнологичным учебно-лабораторным оборудованием, компьютерной и оргтехникой.
 
Заместитель министра просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики Ирина Шонтукова отметила, что выявление талантливых, одаренных детей, формирование мотивации к исследовательской деятельности, занятиям художественным творчеством, спортом осуществляются посредством предметных и внепредметных олимпиад, конкурсов, турниров, конференций, спортивных мероприятий.
 
В целях обеспечения равного доступа обучающихся к инновационным ресурсам и педагогическим технологиям, в Кабардино-Балкарии создана сеть учреждений, в которую вошли общеобразовательные учреждения, 70 учреждений дополнительного образования, из которых 24 — в системе образования, 29 — в системе культуры, 17 — в системе физической культуры и спорта и детский технопарк.
 
Первый заместитель директора ГБОУ «Детская академия творчества „Солнечный город“», руководитель Лицея для одаренных детей Тамара Джаппуева обратила внимание присутствующих на необходимость проведения работы по выявлению одаренных и талантливых детей с начальной школы и дальнейшего их сопровождения по образовательным маршрутам опережающего обучения.
 
Исполняющая обязанности начальника МКУ «Управление образования местной администрации Прохладненского муниципального района Татьяна Золко отметила ряд проблем, имеющих место в образовательных учреждениях на селе. Это недостаточные материальные и кадровые условия в малокомплектных и малочисленных школах.
 
На территории Прохладненского муниципального района расположен 41 населенный пункт, из них только в 17 имеются общеобразовательные учреждения. В районе 6 малокомплектных и 3 малочисленных учреждений. Организован подвоз 1410 учащихся из 37 населенных пунктов, в том числе во вторую смену подвозится 77 учащихся. До сих пор не решается вопрос организации в районе односменного обучения. Остро стоит вопрос нехватки и старения кадров, отсутствие высококвалифицированных специалистов в малокомплектных школах для организации работы с одаренными детьми. Значительные проблемы сохраняются в системе дополнительного профессионального образования в части качественной профессиональной переподготовки учителей, ведущих предметы не по специальности.
 
Заместитель директора Республиканского Дворца творчества детей и молодежи Анюта Пшукова рассказала о работе данного многопрофильного учреждения дополнительного образования детей: «Детский коллектив Дворца составляют около пяти тысяч обучающихся в возрасте от 4 до 18 лет. Дети здесь открывают удивительный мир творчества и познания, получают качественное дополнительное образование и воспитание. Образовательная деятельность осуществляется по образовательным программам дополнительного образования естественнонаучной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, художественной, социально-педагогическим направленностям. И во главе угла здесь стоит педагог. Подготовка учителя, способного создавать условия и увидеть одаренность ребенка — задача № 1 в решении обсуждаемого вопроса».
 
Заместитель председателя комиссии ОП по образованию, науке, молодежной политике, туризму и спорту Нина Байчекуева отметила, что мониторинг, проведенный комиссией в ходе подготовки показал, что несмотря на определенные достижения в работе с одаренными детьми и молодежью, можно выделить ряд проблемных вопросов. Работа по выявлению и поддержке одаренных детей не носит системного характера. Имеющаяся система мотивационных мероприятий для одаренных детей и молодежи недостаточно эффективна.
 
Наблюдается спад творческой активности учащихся, ослабевает интерес к учебно-исследовательской деятельности и олимпиадному движению. Республика потеряла некоторые позиции на всероссийских олимпиадах по предметам, по которым традиционно занимали призовые места (экология, биология, астрономия, химия). Победителей и призеров по физике и математике от республики на Всероссийском этапе олимпиады школьников за последние годы нет.
 
Препятствует эффективной работе с одаренными (талантливыми) детьми и молодежью отсутствие межведомственного взаимодействия, координации работы госорганов, гражданского общества, бизнес-сообщества на различных уровнях. Наблюдается утечка талантливых «молодых мозгов», не нашедших достойного применения своего таланта в республике. Отсутствует система управления процессом сопровождения талантливой молодежи, которая позволит ей полноценно самореализоваться в различных сферах деятельности.
 
Наметившиеся в последние годы в Кабардино-Балкарии негативные тенденции в области физико-математического образования на всех уровнях образовательной деятельности не могут не вызывать тревогу. Популярность физико-математических и инженерных специальностей и направлений среди выпускников школ и колледжей упала. Не производится в должной мере воспроизводство педагогических кадров по физико-математическим дисциплинам для школ и колледжей республики.
 
Это вызвано снижением взаимодействия общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования с образовательными организациями высшего профессионального образования и научными центрами, отсутствием педагогических и научных кадров, мотивированных на эту деятельность, моральным и физическим износом материально-технической базы.
 
В недостаточной мере используются такие зарекомендовавшие себя в мире формы работы, как привлечение преподавательских и научных кадров учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских институтов в качестве наставников (тьюторов), использование вузовских и академических лабораторий в качестве стартовых площадок развития инновационных разработок одаренной молодежи. Уровень и разносторонняя направленность интересов одаренных детей требуют применения особых методик, технологий, учебников и программ соответствующего уровня.
 
Председатель Общественной палаты КБР Хазратали Бердов обратил внимание присутствующих на тот факт, что вузы республики не выполняют набор абитуриентов на инженерные специальности и поинтересовался у заместителя министра Шонтуковой: «Почему в школах республики не преподают предмет черчение, необходимый для поступления на инженерные специальности?».
 
Заместителя председателя Палаты Людмилу Федченко интересовал вопрос оказания платных услуг в «Солнечном городе», организация летних профильных смен с одаренными детьми.
 
«Сегодня мы поняли, что работа по формированию системы выявления одаренных детей только начинается, много нереализованных возможностей, нет четкого видения этой системы. Министерству просвещения, науки и по делам молодежи необходимо разработать и на правительственном уровне утвердить республиканскую программу или концепцию по работе с одаренными и талантливыми детьми», — рекомендовала Федченко.
 
«Министерство, органы управления образованием муниципальных районов и городских округов должны изыскать любые средства, чтобы поддержать талантливого ребенка, иначе нельзя говорить о том, что мы занимаемся поддержкой и продвижением одаренных детей», — подытожил член Общественной палаты РФ Заурби Нахушев.
 
По итогам обсуждения вопроса, Совет Общественной палаты КБР принял рекомендации в адрес заинтересованных органов власти.
 

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Теги: Заурби Нахушев, Кабардино-Балкарская Республика

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться