RSS Eng

23 мая, 2019

RSS

Печать

Чем недовольны жители — известно, с какими трудностями столкнулся регоператор по вывозу мусора?

Члены ОП Самарской области ознакомились с его работой изнутри

Чем недовольны жители — известно, с какими трудностями столкнулся регоператор по вывозу мусора?

Члены комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ и комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами в рамках совместного выездного заседания посетили центральный офис регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

«Ситуация вокруг новой системы обращения с ТКО на протяжении нескольких месяцев продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых тем, одной из самых актуальных проблем для наших граждан; и Общественная палата уделяет особое внимание данному вопросу. Побывав в офисе регионального оператора, мы хотим увидеть его работу изнутри и рассказать об этом жителям, хотим понять, что мешает регоператору в полной мере решать те задачи, которые перед ним поставлены, и довести эти проблемы до органов власти, уполномоченных принимать решения», — обозначил цель заседания председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по местному самоуправлению, строительству, ЖКХ Виктор Часовских.

Региональный оператор открыт для взаимодействия и готов показывать свою работу, отвечать на насущные вопросы общественности, — заверил председатель правления ООО «ЭкоСтройРесурс» Михаил Захаров.

По словам представителя регоператора, сегодня остро стоит задача актуализации сведений по контейнерным площадкам.

«После того, как мы приступили к работе, первой задачей было наладить вывоз ТКО с тех мест накопления, которые нами были выявлены. К сожалению, территориальная схема обращения с ТКО содержит неактуальную информацию. Этот документ был утвержден летом 2018 года, но формировался он в течение нескольких лет. В терсхему внесено более 9,8 тыс. контейнерных площадок, а по факту их оказалось более 15,5 тыс. Отдельная проблема заключается в том, что многие юридические лица не обладают своими контейнерными площадками, либо располагают их на закрытых территориях. Кто и куда ранее вывозил эти отходы — непонятно, контроля не было, — рассказал Михаил Захаров. — На сегодняшний день уже есть определенная нормативная база, понятно, кто должен вести реестр контейнерных площадок, и работа муниципальными образованиями начата».

Стоит отметить, что реестры эти публичные, размещаются на сайтах органов местного самоуправления. Кроме того, перед муниципалитетами поставлена задача сформировать потребность в новых контейнерных площадках, чтобы было представление о том, сколько средств на их оборудование потребуется.

Согласно территориальной схеме, в Самарской области имеется16 полигонов. Из них 4 по факту не работают: два переполнены и у двух отозваны лицензии. Если ранее требований к полигонам по оснащению не было, то с 1 января 2019 года данные объекты размещения отходов должны быть оснащены весовых хозяйством, мойкой автомобильных колес и пр.

«Реоператором разработана своя система контроля, — сообщил Михаил Захаров. — Каждый перевозчик ежемесячно получает транспортный талон на полигон, предусмотренный территориальной схемой, с QR-кодом. Тем самым исключается хаотичное заполнению полигонов. На полигонах генерируется акт взвешивания, который тоже защищен QR-кодом, и „корешки“ возвращаются и от полигона, и от перевозчика. Отдел по работе с полигонами делает сверку и выявляет отклонения. Таким образом, полигон и перевозчик, имеющие разновекторные стремления, контролируются посредством друг друга. На сегодняшний день просрочек по оплате перевозчикам с нашей стороны нет. По тоннажу в прошедший период этого года мы вывезли больше, чем вывозилось в прошлые годы. Видимо, ранее этот объем просто не доезжал до полигонов, оседая благодаря недобросовестным перевозчикам в лесопосадках и оврагах».

К слову, нелегальные перевозчики, которые занимаются вывозом не включенных в сферу деятельности регоператора строительных и промышленных отходов, присутствуют на рынке до сих пор.

«Мы видим, что нагрузка на сотрудников офиса регионального оператора очень серьезная. Основная проблема в том, что регоператору не была предоставлена абонентская база. Наши выезды в муниципальные образования, встречи с членами общественных советов, старшими по домам, депутатским корпусом показывают, что и других вопросов немало, но этот на местах всегда был в числе первых, — заметила председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Галина Гусарова. — Важно, что население понимает: наша страна буквально завалена мусором, и с этим надо что-то делать. Люди готовы участвовать в разрешении этой ситуации, но они должны видеть, что в сфере обращения с отходами что-то действительно меняется в лучшую сторону».

Большое возмущение населения вызывает настоящая неразбериха с квитанциями на оплату услуги по вывозу ТКО, которая началась с приходом на рынок реоператора — с 1 января этого года. Люди получают квитанции с недостоверными сведениями по площади помещения и количеству зарегистрированных лиц, платежки приходят бывшим или даже умершим собственникам, кто-то получает двойные или даже тройные квитанции, а кто-то дождался первой за год квитанции только к середине весны.

«Мы понимаем, что корни, — как и решение — данной проблемы находятся на федеральном уровне: когда был принят закон, регулирующий обращение с ТКО, законодатели не прописали, а как собственно региональный оператор будет получать выверенную базу лицевых счетов», — отметил Виктор Часовских.

В итоге реоператор вынужден был формировать такую базу самостоятельно. Данные брались в основном из Росреестра, где, например, берется во внимание площадь жилого помещения с учетом балконов и лоджий, а значит, платеж начисляется по большей, чем должно быть, площади.

Единственный орган, который в соответствии с законодательством обязан оперативно выгружать данные о зарегистрированных лицах — Федеральная миграционная служба.

«Если бы система работала, мы почерпнули бы данные оттуда. Но миграционная служба не подгружает данные в ГИС ЖКХ», — пояснил Михаил Захаров.

Сегодня все данные по лицевым счетам выверяются регоператором вручную: по обращениям граждан (в сельской местности к этой работе подключились также главы поселений). Насколько загружен расчетный отдел регоператора, — общественники смогли убедиться лично.

Впрочем, по словам Михаила Захарова, самый сложный период уже позади: «Проведена огромная работа, и сегодня мы, наконец, входим в график по срокам выставления квитанций. В муниципальных образованиях работают 37 центров обслуживания населения, куда можно обратиться, если какие-то проблемы по части выставления платежек еще не решены. Мы призываем наших граждан проявить терпение и понимание. На исправление данных иногда требуется от одного до двух месяцев. Все перерасчеты при получении верных данных будут сделаны. Пени и штрафы за просрочку платежа в переходный период выставляться не будут».

Отдельный вопрос, с которым столкнулись те, кто все же решил оплатить полученные квитанции, — высокие банковские комиссии. Как рассказал Михаил Захаров, с середины мая были достигнуты договоренности со Сбербанком, и теперь через онлайн-сервисы и платежные терминалы этого банка услугу вывоза ТКО можно оплачивать без комиссии. Такое решение проблемы можно считать лишь частичным, — считают члены профильных комиссий Общественной палаты.

«Чехарда» с квитанциями в качестве негативных последствий имеет не только повышенную социальную напряженность, но и сказывается на уровне собираемости платежей, а значит, ставит под угрозу саму реализацию реформы обращения с ТКО.

«На сегодняшний день уровень собираемости платежей по физическим лицам составляет 54%, — сообщил Михаил Захаров. — По юридическим лицам уровень собираемости гораздо выше, но здесь проблема в том, что юрлица массово саботируют процесс заключения договоров и всячески занижают объемы, заполняя своими отходами контейнерные площадки соседних многоквартирных домов. Особенно этим грешат торговые сети».

Последняя проблема стала настолько значительной, что недавно было принято решение: на местах ею займутся административные комиссии.

Не могли не затронуть участники заседания и вопрос, вызывающий особенно ожесточенные дискуссии: механизм начисления платы за услугу вывоза ТКО.

«Исторически» в Самарской области сложилось так, что в городах жители оплачивали вывоз мусора исходя из общей площади жилого помещения, а в сельских районах — исходя из количества зарегистрированных лиц. Когда с 1 января этого года плата за вывоз ТКО существенно возросла, люди обратили на это внимание. Сегодня в городах губернии отчетливо звучат голоса сторонников «подушевого» механизма начисления. Проблема особенно очевидна для пожилых граждан, одиноко проживающих в довольно больших по площади квартирах.

Как оказалось, региональный оператор тоже заинтересовался вопросом, ведь несмотря на то, что механизм начисления для него в принципе неважен, главное — чтобы население услугу оплачивало, а для этого стоит подобрать механизм, удовлетворяющий большинство.

«Давайте посчитаем, — предложил Михаил Захаров. — Согласно статистике, в Самарской области домохозяйство в среднем включает в себя 2,7 человека. Если семья из трех человек обеспечена площадью более чем 27 квадратных метров на человека, то им невыгодно платить по площади, а если менее — то выгоднее с метра. Мы сделали официальный запрос в Росреестр, который показал, что в Самаре квартир площадью менее 75 квадратных метров — 82%, в Тольятти — 80%».

Если сегодня возмущаются сторонники «подушевой платы», то в случае ее введения поднимется волна возмущения со стороны тех, для кого она не выгодна: а это, прежде всего, большие семьи, проживающие на относительно небольшой площади, — предупреждают эксперты.

«Исходить нужно из общих интересов, из принципов честности и добросовестности, — уверен член Совета Общественной палаты Самарской области Виктор Полянский. — В механизме начисления „с квадратного метра“ нет логики. Ведь всем очевидно, мусор порождает человек, а не метры».

Особняком стоит проблема частного сектора в городах.

«Одно дело, если речь идет о современных коттеджных поселках. Другое — частный сектор на окраинах. Не так давно жители этих домов зарегистрировали все свои площади: мансарды, веранды, пристрои и пр. И теперь вынуждены за все это платить, — обратила внимание Галина Гусарова. — Наверное, должно быть какое-то ранжирование».

«Необходимо активизировать работу с органами местного самоуправления, чтобы они на местах выяснили мнения, настроения людей, и муниципальные образования определили бы для себя более приемлемый механизм начисления платы. Закон это позволяет. Все очевиднее становится и необходимость создания в регионе единого информационно-расчетного центра», — резюмировал Виктор Часовских.

Пообщавшись с гражданами, пришедшими на прием в офис регоператора, члены Общественной палаты зафиксировали также вопрос о необходимости упростить систему внесения правильных данных в платежные документы и получения льгот: на данный момент собственникам приходится зачастую предоставлять весьма объемный пакет документов.

Региональному оператору нужно наладить взаимодействие с Россреестром, управляющими организациями, министерством социально-демографической и семейной политики Самарской области для получения всех необходимых для оформления изменений и льгот документов, — выразили уверенность общественники.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Самарская область

Актуальный комментарий

В АСИ предложили создать оценку влияния цифровых технологий на россиян

  • Наталья Кравченко

    10.07.2020

    Наталья
    Кравченко

    «Россияне должны иметь право на цифровую справедливость и знать, какие данные о них собирают»

В Госдуму внесли проект об ограничении досудебного порядка изъятия детей

  • Лидия Михеева

    10.07.2020

    Лидия
    Михеева

    «Хорошо, что законопроект сохраняет возможность экстренного изъятия ребенка в ситуациях катастрофического характера»

  • Сергей Рыбальченко

    10.07.2020

    Сергей
    Рыбальченко

    «Эксперты и общественность всегда настаивали на том, чтобы внесудебное изъятие ребенка из семьи могло происходить только в исключительных случаях, только при наличии прямой угрозы жизни ребенку»

  • Юлия Зимова

    10.07.2020

    Юлия
    Зимова

    «Наконец-то появились сдвиги в этой теме — этого действительно все очень ждали»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться