
Члены Общественной палаты Самарской области по запросу Самарской Губернской Думы рассмотрели проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».
По мнению авторов законопроекта, на данный момент сложилась ситуация, при которой федеральный законодатель, признавая экологический аудит в качестве самостоятельного элемента экономического механизма охраны окружающей среды, не устанавливает права и обязанности, ответственность участников указанных отношений, случаи проведения обязательного и добровольного экологического аудита, механизмы использования результата экологического аудита. Между тем, экологический аудит подразумевает, что должны быть выработаны конкретные рекомендации по оптимизации деятельности хозяйствующего субъекта в отношении воздействия на окружающую среду.
«В условиях отсутствия системно сформированного федерального законодательства об экологическом аудите имеется опыт нормативного правового регулирования отношений в сфере экологического аудита в субъектах Российской Федерации. Вместе с тем представляется, что необходимо введение в федеральное законодательство норм, позволяющих использовать механизм экологического аудита для достижения его целей, определенных Федеральным законом», — подчеркивается в пояснительной записке к законопроекту.
В разработанном законопроекте определены субъекты и объекты экологического аудита, основные принципы его планирования и осуществления, виды экологического аудита (обязательный и добровольный), а также условия и порядок его проведения. Документом предусматривается внесение изменения в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», предполагающего распространение на данный вид деятельности положений указанного федерального закона.
Представленный на рассмотрение законопроект вызвал ряд вопросов у членов Общественной палаты Самарской области.
«Экологический аудит является одним из видов аудита. Из рассматриваемого законопроекта и пояснительной записки, не ясно применяются ли нормы Федерального закона от 30.12.2008 года № 307-ФЗ „Об аудиторской деятельности“ к экологическому аудиту. В данном случае необходим комплексный подход к законодательной регламентации аудиторской деятельности, исключающий наличие противоречий между действующими нормативными правовыми актами, — считает заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК Галина Николаева. — Случаи проведения обязательного экологического аудита также требуют более детального обоснования. Срок, установленный для проведения обязательного экологического аудита в случае „принятия решения о приватизации объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I и II категории“ определенный как „на этапе информационного обеспечения приватизации государственного или муниципального имущества“, требует конкретизации».
«В представленном законопроекте не определена периодичность проведения обязательного экологического аудита. Однократное проведение обязательного экологического аудита может в будущем повлечь за собой злоупотребление со стороны лиц, нарушающих требования охраны окружающей среды, — отметила также эксперт. — Кроме того, законопроектом предложено два вида добровольного экологического аудита, однако раскрыто содержание только „комплексного экологического аудита“. Отсутствие содержания понятия добровольного „специального экологического аудита“ может привести к проблемам противоречивого толкования данной нормы правоприменителями».
«Экологический аудит понятие сложное: в Классификаторе правовых актов, согласно Указу Президента РФ от 15.03.2000 № 511, он определен и как вид аудиторской деятельности, и как вид деятельности в области охраны окружающей природной среды», — подчеркнула и.о. председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности Маргарита Вахтина.
«В 2011 году Минприроды России повторно внес на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона „Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, который включает экологический аудит в систему государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Законопроект не принят до настоящего времени. Полагаю, рассматриваемый нами в данный момент законопроект можно считать нецелесообразным», — отметила она.
Мнения членов Общественной палаты региона направлены в адрес разработчиков законопроекта и в Самарскую Губернскую Думу.