RSS Eng

30 ноября, 2018

RSS

Печать

Как повысить качество исторического образования?

обсудили общественники Самарской области в рамках выездного заседания в г. Тольятти

Как повысить качество исторического образования?

В Поволжском православном институте (г. Тольятти) Общественная палата Самарской области провела круглый стол, посвященный проблемам изучения и преподавания истории.

Экспертами встречи стали ведущие историки региона, представители областного министерства образования и науки, духовенство, педагоги, студенты исторических факультетов.
 
Что же такое историко-культурный стандарт? Это образовательный стандарт, включающий перечень обязательных для изучения тем, понятий, терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого, а также перечень так называемых «трудных вопросов истории», вызывающих острые дискуссии в обществе. Если говорить коротко — это проект, направленный на повышение качества исторического образования в средней школе.
 
Несмотря на то, что документ был принят еще в 2013 году, далеко не все педагоги с ним ознакомились. И как результат — невыполнение требований образовательного стандарта.
 
«Не могу не сопереживать тому, что историческое наследие, историческое содержание нашей школы, нашей системы образования были на высоте. Здесь реальный мост, реальный предмет соработничества между высшей и средней школой», — заявил, открывая дискуссию, член ОП РФ от Самарской области, ректор Поволжского православного института протоирей Димитрий Лескин.
 
«Трудно переоценить важность этого круглого стола. Историческое образование — фундамент развития высокообразованной личности. И как говорил В.О. Ключевский: «История — тот фонарь из прошлого, который освещает нам будущее», — отметила руководитель Тольяттинского управления министерства образования и науки Самарской области Ирина Кочукина.
 
Участники круглого стола, — те, кто посвятил свою жизнь истории, — не просто обсудили проблему исторического образования, но и на своем практическом опыте показали, как можно реализовывать историко-культурный стандарт, продемонстрировали методики преподавания исторической науки в школах и вузах.
 
Эксперты круглого стола обсудили необходимость перехода от политикоцентрической к личностно ориентированной системе преподавания истории. Отметив, что при этом открытым остается вопрос о взаимосвязи и синхронизации Всемирной и Отечественной истории.
 
«Проблема образования всегда является актуальной. Тем более сейчас, когда идет очень сложный процесс — вводятся новые стандарты, интеллектуальная атака, дискуссии. Очень важно услышать людей, разные точки зрения, найти равнодействующую, которая будет способствовать повышению качества подготовки бакалавров, магистров, новых высококлассных специалистов», — подчеркнул доктор исторических наук, профессор, первый проректор Самарского университета, заведующий кафедрой Российской истории Петр Кабытов.
 
Очевидно, что введение историко-культурного стандарта требует разработки методических подходов и принципов «горизонтального» рассмотрения деятельности исторической личности в контексте общемировых процессов.
 
«С одной стороны историко-культурный стандарт четко определяет, что нужно изучать. С другой — он не показывает, как нужно изучать. Здесь могут быть самые разные технологии: проблемные уроки и лекции, семинарские занятия и кейс-технологии и т.д. Главное, чтобы они не выходили за рамки историко-культурного стандарта», — считает доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе Самарского государственного социально-педагогического университета Александр Репинецкий.
 
По мнению экспертов, степень реального взаимодействия с учителями не столь сильна, как хотелось бы. Причина в нагрузке на учителей, которые вынуждены работать на полторы и более ставок, а также и в неоднозначности выбора тем, персоналий и событий, взятых для изучения, что создает своеобразный «перекос» в пользу одних тем в ущерб другим. Например, предполагаемый разговор о национальном многообразии России почти полностью (за исключением первых веков истории) выводит за скобки упоминание о русской нации. Эта же проблема касается выбора предлагаемых к изучению терминов и понятий.
 
Тезис о том, что «для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень сквозных исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной» является одним из ключевых в историко-культурном стандарте. При этом в самом проекте нет указаний на принцип отбора «сквозных» тем, требований к перераспределению учебного материла и нагрузки за счет региональной истории.
 
Если говорить о вузовском потенциале в реализации образовательного проекта в средней школе, то успешный опыт здесь демонстрирует Поволжского православного института. В вузе разработаны программы дополнительного образования учителей: повышение квалификации, в том числе по именным образовательным чекам, помощь в рассмотрении «трудных вопросов». Институт включился в просветительское мероприятие — публичные лекции известных профессоров для различных категорий населения, а на базе Музейно-выставочного центра вуза функционирует Лекторий, посвященный историко-культурной проблематике.
 
В ближайшее время Православный институт планирует запустить всероссийский проект лектория «Духовные основы русской культуры» под эгидой Всемирного Русского Собора. Кроме того, вуз оказывает методическую помощь в освоении новых приемов подачи исторического материала. В прошлом году институт стал инициатором и организатором I Поволжского педагогического форума, где очень плодотворно работала секция исторического образования.
 
«Историческое образование формирует восприятие гражданина. Прийти к общему знаменателю во всех школах — это очень важно. Другое дело — вследствие сложности социального познания, того, что исторические факты от нас отдалены, — существует различная их интерпретация. Работа над совершенствованием стандарта просто необходима. Необходимо регулярно проводить такие круглые столы, чтобы учитывать замечания общественности», — выразил уверенность учитель истории МБУ «Гимназия № 48» г.о. Тольятти, председатель методического объединения учителей истории и обществознания Владимир Введенский.
 
Больше двух часов участники меропряития обсуждали проблемы исторического образования. После плодотворного обсуждения по итогам круглого стола была принята резолюция.
 

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Дмитрий Лескин, Самарская область

Актуальный комментарий

Многодетным семьям с детьми до трех лет предложили предоставлять нянь

  • Сергей Рыбальченко

    13.07.2020

    Сергей
    Рыбальченко

    «Такой подход способствовал бы не только развитию поддержки многодетных семей, но и содействовал бы повышению доходов и занятости населения»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться