RSS Eng

06 июля, 2018

RSS

Печать

В Ульяновске готовят проект Стратегии развития физической культуры и спорта в регионе

В течение двух недель профильное министерство подготовит и вынесет его на обсуждение общественности

В Ульяновске готовят проект Стратегии развития физической культуры и спорта в регионе

ИТакое решение принято по итогам круглого стола в Общественной палате Ульяновской области, проведенного по инициативе заместителя председателя комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре и популяризации здорового образа жизни, член ОП УО Елены Истягиной-Елисеевой.

Открывая встречу, она напомнила, что в ближайшее время профессионалам и экспертам в сфере физкультуры и спорта совместно с профильным министерством Правительства региона предстоит сформировать стратегию развития отрасли на ближайшее время. Эта задача в настоящее время стоит перед всеми регионами страны и вызвана пересмотром ряда приоритетных показателей и задач до 2024 г. Президентом РФ Владимиром Путиным. В частности, количество вовлеченных в систематические занятия физической культурой и спортом к этому времени в России должно составлять 55% или на 28 миллионов человек больше, чем сегодня.

Елена Истягина-Елисеева представила собравшимся системный аналитический отчет о состоянии физкультурно-спортивной отрасли Ульяновской области, сформированный на основании данных Минспорта России. В настоящее время наш регион занимает в рейтинге 47 строчку из 85 субъектов РФ. Это место складывается из трех основных групп показателей. Первая — физическая культура и массовый спорт. Здесь у Ульяновской области относительно неплохое 24 место, которое также разбивается на ряд подпоказателей: доля граждан, имеющих массовые спортивные разряды, вовлеченность в систему ГТО, единовременная пропускная способность спортивной инфраструктуры. Вторая группа — подготовка спортивного резерва, здесь область занимает 38 место. Учитывается, сколько людей перешло из группы спортивного совершенствования в группу высшего спортивного мастерства, участие в спартакиадах различного уровня и число завоеванных медалей.

По показателю «спорт высших достижений» Ульяновская область занимает 61 место в рейтинге, по числу граждан, систематически занимающихся спортом — 20-е, что выше общероссийского уровня.

«В возрастных группах 18-29 и 30-50 лет ситуация в целом благоприятная, однако среди людей в возрасте 55-79 лет по статистике положение дел значительно хуже. Не дотягивает до общероссийского и число занимающихся в фитнес-клубах, загруженность спортивных объектов. Исходя из представленных данных, очевидна необходимость улучшения показателей числа вовлеченных в систематические занятия физкультурой и спортом граждан, единовременной пропускной способности спортивной инфраструктуры, количества завоеванных медалей на чемпионатах России, мира и Олимпийских играх, числа кандидатов в юношеские и юниорские сборные», — отметила Елена Истягина-Елисеева.

По словам члена Общественной палаты РФ от Ульяновской области, то, как всего этого добиться, лежит в плоскости выбора стратегии и тактики развития отрасли. Для сравнения она взяла два ближайших к нашему региону и сопоставимых по числу населения субъекта РФ — Республику Мордовия и Пензенскую область, — которые в рейтинге развития физкультурно-спортивной отрасли занимают 22 и 25 места соответственно. Основные различия между Ульяновской областью и ними заключаются в высокой развитости у нас неолимпийских видов спорта (ими занимаются почти половина всех выдающихся спортсменов), тогда как соседи в качестве приоритетов обозначают олимпийские виды — всего около 40. В Республике Мордовия больше, чем в нашем регионе спортсменов высокой квалификации, Пензенская же область выигрывает за счет числа спортсменов в резерве. Оба региона направляют большие средства на участие во всероссийских соревнованиях. Зарплата тренеров в Ульяновской, Пензенской областях и Мордовии сопоставима, однако на оплату труда работников в нашем регионе тратится 72% бюджета отрасли, тогда как в Пензе 55%, а в Мордовии — 66%. Больший объем средств соседние регионы тратят на содержание спортивных сооружений и обеспечение их деятельности.

«Что касается системы управления физической культурой и спортом в регионах России, таковых всего три. Первая — распределительная система, которая характеризуется автономностью субъектов управления, т.е. спортшкол, к которым „прикрепляют“ спортивные объекты. По этому пути пошла Пензенская область. Второй вариант — централизованная система, которую выбрали в Республике Мордовия. В данном случае все полномочия по управлению отраслью передаются одному учреждению. Существует и смешанная система (ее предпочли в Татарстане), когда в столице управляющая организация единая, а в сельской местности в основе принцип децентрализации», — подчеркнула Елена Истягина-Елисеева.

Она также добавила, что в ближайшее время Ульяновской области предстоит не только выбрать оптимальную систему управления отраслью, но и определить, на какие виды спорта делать акцент, развивать ли в приоритетном порядке массовый спорт или спорт высших достижений.

В качестве комментария директор Центра спортивной подготовки г. Ульяновска, чемпион мира по греко-римской борьбе Александр Безручкин поделился мнением, что одна из причин высоких мест Республики Мордовия и Пензенской области в рейтинге — высокое качество спортивных объектов, позволяющих проводить соревнования практически любого уровня, чем не может похвастаться Ульяновская область. Еще один значимый фактор — недофинансирование в нашем регионе расходов на проведение спортивных турниров.

Наличие конфликта интересов при распределении средств внутри отрасли подтвердил и президент Олимпийского комитета Ульяновской области Олег Калмыков. По его словам, по общему объему финансирования регион занимает достаточно высокую позицию в России, тогда как спортивные достижения ульяновских спортсменов оставляют желать лучшего, а значит, налицо неэффективное расходование денег.

Заместитель Председателя Правительства Ульяновской области Павел Дегтярь поблагодарил Елену Истягину-Елисееву за представленную развернутую информацию и заверил, что методология расчета статистических данных Министерства спорта России будет взята за основу и в нашем регионе.

«Очень хотелось бы сравнить положение Ульяновской области не только с соседями, но и субъектами РФ, занимающими высшие позиции в рейтинге, потому что, как говорит Губернатор Сергей Морозов, нам необходимо ориентироваться на лидеров. Те показатели, на которые можно повлиять уже сегодня, разумеется, необходимо повышать. Если же говорить о подходе в целом, считаю, что мы должны работать открыто, стратегически. Сегодня регион входит в процесс бюджетного планирования, и к октябрю мы должны иметь на руках полноценный проект бюджета, чтобы отстаивать в ЗСО позиции, касающиеся спорта», — сообщил Павел Дегтярь.

Как отметил заместитель Председателя Правительства Ульяновской области, особое внимание в соответствии с указом главы государства будет уделено увеличению вовлеченности населения в систематические занятия физической культурой и спортом. Как считает Павел Дегтярь, с учетом огромного числа пожилых граждан, участвующих в региональных программах, связанных с активным долголетием, вызывают сомнения данные статистики о количестве пенсионеров в регионе, занимающихся спортом. Что касается качества спортивных объектов и их содержания, с точки зрения планирования загрузки должен учитываться результат, которого регион желает достичь. Наконец, при разработке Стратегии развития физической культуры и спорта в Ульяновской области Павел Дегтярь порекомендовал учесть возможности привлечения дополнительных ресурсов из федерального центра.

В продолжение темы о спортивных сооружениях Елена Истягина-Елисеева проинформировала, что за 2017 год все спортобъекты региона заработали порядка 50 миллионов рублей. О возможностях привлечения представителей бизнеса к строительству и реновации спортивных сооружений в формате государственно-частного партнерства рассказал секретарь Экспертного совета Министерства спорта Российской Федерации Игорь Немов.

«Всего в России более 300 тысяч спортивных объектов, однако для обеспечения населению доступа к массовым занятиям физкультурой и спортом их должно быть примерно в три с половиной раза больше. Денег на содержание такого количества спорткомплексов в бюджете государства нет, поэтому решать задачу, поставленную Президентом Владимиром Путиным, целесообразно с использованием ресурсов социально ориентированного бизнеса. О том, как это работает, мы посмотрели на примере одной из недавно созданных в формате ГЧП частных спортивных школ по фигурному катанию и конькобежному спорту. Было выявлено сразу несколько положительных эффектов: снижение нагрузки на бюджет, увеличение числа занимающихся спортом и юных талантов, удовлетворение спроса, который не могут охватить государственные ДЮШ», — пояснил Игорь Немов.

По сообщению эксперта, на областном уровне, прежде всего, необходимо проанализировать точки роста, т.е. направления, где могут взаимодействовать государство и частные предприниматели. Далее формируется приоритетный региональный проект и бизнес-модель. Если выбрана форма государственно-частного партнерства, соответствующая заявка подается в Министерство спорта России. В случае положительного решения бизнесмену представляется субсидия на реализацию проекта, которая проводится через Правительство региона. На старте проговаривается социальная нагрузка предпринимателя и гарантированный ему минимальный доход. Государство, в свою очередь, может давать руководству частных ФОКов заказ на обучение детей, мотивировать работать по стандартам. Таким образом, бизнес начнет заходить в отрасль, а та — насыщаться деньгами.

«Основная сложность сегодня — отсутствие понимания у представителей как органов власти, так и бизнеса механизмов государственно-частного партнерства. Поэтому Министерствам спорта на местах целесообразно задуматься о создании на своей базе коммуникационных площадок, ведении информационно-разъяснительной работы в данном направлении. Роль общественных палат может заключаться в осуществлении контроля за реализацией проектов ГЧП», — заявил Игорь Немов.

Во второй части круглого стола участники внесли еще несколько рекомендаций к содержанию будущей Стратегии развития развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области. Александр Безручкин поделился мнением о необходимости развития в регионе 40-50 опорных видов спорта, в первую очередь, олимпийских, поскольку именно спортсмены, достигающие в них высоких результатов, укрепляют имидж региона. При этом каждая из федераций должна также иметь стратегию развития на ближайшие годы, в том числе по подготовке молодых спортсменов для сборных. Для ряда категорий населения необходимо разработать преференции, к примеру, ввести бесплатные социальные часы для занятий физкультурой и спортом.

Основатель Ульяновского спортивного клуба «Старт» Геннадий Кочкарев призвал представителей власти при разработке стратегии уделить особое внимание массовой физкультуре и спорту, в том числе дворовому, среди ТОС и производственных коллективов.

Член Общественной палаты Ульяновской области Николай Цуканов поднял проблему, связанную с неумением на региональном уровне грамотно рассчитывать число граждан, посещающих спортивные клубы и секции.

«К примеру, данные Минспорта РФ относительно популярности фитнес-индустрии в нашем регионе явно занижены. Только в каждом из 10 крупнейших клубов регулярно занимаются по 2000 человек. Чтобы получать объективные данные, предлагаю Министерству физической культуры и спорта Ульяновской области рассмотреть возможность заключения договоров с фитнес-центрами о предоставлении такой информации», — отметил он.

Николай Цуканов также заявил о важности проанализировать целесообразность финансирования малопосещаемых спортивных объектов. В завершение президент Ульяновской областной федерации хоккея на траве Сергей Осипов представил проект объединения федераций по пяти опорным олимпийским видам спорта: спортивной борьбе, тхэквондо и паратхэквондо, боксу, тяжелой атлетике и дзюдо. Всего в конфедерацию войдут 28 заслуженных мастеров спорта, 48 мастеров международного класса, более 600 мастеров спорта России, 32 заслуженных тренера РФ, более 100 клубов и секций.

В завершение Елена Истягина-Елисеева предложила инициировать на региональном уровне два масштабных мониторинга — состояния инфраструктуры дворового спорта и стационарных спортивных объектов Ульяновской области. Павел Дегтярь, в свою очередь, заверил, что полученную информацию, наряду с планом реализации нескольких проектов в формате государственно-частного партнерства региональные власти готовы представить в двухнедельный срок.

Столько же времени, по заверению председателя Ульяновской областной федерации спортивной борьбы, кандидата на должность регионального Министра физической культуры и спорта Назира Шамсутинова, понадобится для разработки проекта Стратегии развития развитие физической культуры и спорта.

«На мой взгляд, сегодняшнее мероприятие получилось достаточно плодотворным. Относительно системы управления физкультуры и спортом мне ближе всего смешанный подход. Каждый вид спорта имеет свою специфику, поэтому важно помочь специалистам выявить его потенциал и точки роста. По отдельному принципу должно строиться финансирование базовых олимпийских видов, задача которых — подготовка спортсменов высокого класса. Остальным видам спорта предстоит конкурировать за финансовые и другие ресурсы — здесь кстати придется реализация программ по принципу ГЧП», — пояснил Назир Шамсутинов.

Подводя итоги, Елена Истягина-Елисеева заверила, что с целью подробного обсуждения проекта Стратегии развития развитие физической культуры и спорта в Ульяновской области и инициатив в сфере ГЧП в ближайшие недели будут организованы дополнительные круглые столы. К участию в них пригласят всех заинтересованных представителей отрасли, специалистов органов власти и общественность.

Пресс-служба Общественной палаты Ульяновской области

Теги: Елена Истягина–Елисеева, Ульяновская область

Актуальный комментарий

В АСИ предложили создать оценку влияния цифровых технологий на россиян

  • Наталья Кравченко

    10.07.2020

    Наталья
    Кравченко

    «Россияне должны иметь право на цифровую справедливость и знать, какие данные о них собирают»

В Госдуму внесли проект об ограничении досудебного порядка изъятия детей

  • Лидия Михеева

    10.07.2020

    Лидия
    Михеева

    «Хорошо, что законопроект сохраняет возможность экстренного изъятия ребенка в ситуациях катастрофического характера»

  • Сергей Рыбальченко

    10.07.2020

    Сергей
    Рыбальченко

    «Эксперты и общественность всегда настаивали на том, чтобы внесудебное изъятие ребенка из семьи могло происходить только в исключительных случаях, только при наличии прямой угрозы жизни ребенку»

  • Юлия Зимова

    10.07.2020

    Юлия
    Зимова

    «Наконец-то появились сдвиги в этой теме — этого действительно все очень ждали»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться