RSS Eng

22 марта, 2018

RSS

Печать

Бедность, наводнения, ветхие дома и здания, отсутствие транспортного сообщения…

Ужасы жизни в Арктике обсудили в Общественной палате РС(Я)

Бедность, наводнения, ветхие дома и здания, отсутствие транспортного сообщения…

В Общественной палате РС(Я) в рамках VII съезда коренных малочисленных народов Севера Якутии прошел круглый стол «О Стратегии развития арктических районов Республики Саха (Якутия) в рамках федеральной программы социально-экономического развития арктической зоны Российской Федерации 2017-2020 гг.»

Первым выступил председатель Госкомитета РС(Я) по делам Арктики Прокопий Николаев. Первое, что он сказал, что в республике с 2014 года реализуется Комплексная программа социально-экономического развития арктических и северных районов РС(Я) на период до 2020 года. И тут Николаев «провалился» в перечисление множества цифр и фактов: насколько повысилось поголовье оленей, сколько было выловлено рыбы, сколько было построено и реконструировано котельных, а также электростанций, сколько людей было переселено из аварийного жилья, возведено новых жилых домов, детских садов, школ, спортивных объектов, учреждений культуры, ФАПов и больниц. Однако, несмотря на все усилия, вливание миллионов и миллионов рублей, Север продолжает вымирать.

В арктических и северных районах индикатор рождаемости населения в среднем выше, чем по республике на 11 процентов, естественный прирост в расчете на 1000 человек населения при этом ниже на 19 процентов из-за высокого уровня смертности населения. А последний показатель выше среднереспубликанского на 35 процентов (!).

«Высокий уровень смертности, — сказал Прокопий Николаев, — обусловлен высоким уровнем заболеваемости населения. Нужно улучшать материально-техническую базу лечебных учреждений».

Наибольший рост численности населения по сравнению с 2014 годом зафиксирован в Анабарском улусе — 5,2%, наименьшая убыль — в Верхнеколымском, население в последнем сократилось на 3,9%.

Видимо, мер государственной поддержки Арктики все-таки недостаточно. Слишком долго она оставалась вне зоны государственного внимания. Многие выступающие, а они были в основном из арктических районов, делегаты VII съезда коренных малочисленных народов Севера Якутии на круглом столе сетовали на шокирующую дороговизну билетов даже на внутрирайонные пассажирские перевозки, не говоря уж о билетах в Якутск и за пределы республики, неразвитость дорожной инфраструктуры, сезонность перевозок и изолированность поселков.

Очень много было уделено внимания плачевному состоянию школ и детсадов, мечтам о новых объектах культуры и спорта, которых катастрофически не хватает. Говорили о невозможности включения в Программу переселения из ветхого и аварийного жилья, хотя такого жилья в Арктике везде полно. Элементарно нет специалистов по технической инвентаризации и кадастровых инженеров. Говорили о жуткой дороговизне продуктов, низкой заработной плате, нищете северных жителей.

Из глав арктических улусов присутствовал глава Булунского района Игорь Кудряшов. Главное, на что он посетовал, — не хватает рабочих мест. А еще сказал следующее: «Повсеместно сокращаются муниципальные и государственные должности. Лучше бы сократили меня, главу улуса, а не нашего инспектора гостехнадзора. Теперь мы всем районом закон нарушаем».

Первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) Елена Семенова не «обрадовала» своей информацией. С прекращением с прошлого года действия дальневосточной программы в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» предусмотрены работы только по реконструкции трех аэропортов Тикси, Саккырыр и Среднеколымск.

«Несвоевременная модернизация аэропортовской инфраструктуры через несколько лет может привести к транспортной изоляции отдаленных арктических поселков республики. Так к 2026 году будут полностью выведены из эксплуатации на внутрирегиональных маршрутах устаревшие воздушные суда типа Ан-24. Использование взамен их новых аналогов возможно только при соответствующем техническом состоянии взлетно-посадочных полос», — сказала Елена Семенова.

Руководителя ГАУ «Центр стратегических исследований РС (Я)» Валентину Кондратьеву едва не освистали. Она сказала, что Центр работает над концепцией новой госпрограммы по развитию Арктики, и предлагает через федеральную программу сделать восемь опорных зон развития, чтобы не распылять силы и средства. Присутствующим делегатам съезда эта концепция показалась непонятной.

«Значит, где-то развитие будет, а у нас нет?» — раздавались возмущенные голоса.

Участники круглого стола недовольны были и поведением депутатов Ил Тумэн, которые не пришли, а «заскочили» на круглый стол. Елена Голомарева и Виктор Губарев высказались на тему бедственного положения Арктики и тут же покинули круглый стол. Те, кто приехал издалека, были возмущены. Ведь они пришли на мероприятие, чтобы их проблемы были услышаны, чтобы задать народным избранникам свои наболевшие вопросы, а не выслушивать депутатов.

Член Общественной палаты РС(Я) Августа Марфусалова, инициатор и организатор этого «стола», с болью в голосе сказала: «Без федеральных средств с проблемами Арктики республике не справиться. Слишком много времени потеряли. А тем временем президент Владимир Путин на своей большой пресс-конференции сказал: „Я говорил и хочу еще раз повторить, перефразировать великого Ломоносова, когда он говорил, что богатство России будет прирастать Сибирью. Теперь богатство России должно прирастать Арктикой“. Так неужели к этим словам не прислушаются? Ведь люди, живущие на арктических территориях, сберегают эту землю для потомков. А если наша Арктика обезлюдеет, что с нею будет? Кто будет ее защищать и заботиться о ней?»

По результатам круглого стола будут выработаны рекомендации для органов государственной власти. В них обязательно будут пункты о:

— об искривлении экономической географии, включении в состав сухопутной территории арктической зоны Российской Федерации еще 8 районов Республики Саха (Якутия): Абыйский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Оленекский, Среднеколымский и Эвено-Бытантайский;

— ускорении принятия федеральных законов «Об арктической зоне РФ» и «Об этнологической экспертизе»;

— включении в программу развития транспортного комплекса РФ в составе Северо-Якутской опорной зоны реконструкции морского порта Зеленый мыс, расширение каботажного судоходства и перевозок на северных реках;

— разработке программы развития малой авиации в условиях Севера, включая модернизацию ее инфраструктуры.

Пресс-служба Общественной палаты Республики Саха (Якутия)

Теги: Республика Саха (Якутия)

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться