RSS Eng

23 марта, 2015

RSS

Печать

Общественный контроль как элемент системы госуправления

Общественный контроль как элемент системы госуправления

В Общественной палате Самарской области в формате видеосовещания обсудили вопросы общественного контроля с членами общественных советов муниципальных образований региона.

Федеральный закон от 21.07.2015 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» определил общественные советы муниципальных образований в качестве одного из основных субъектов общественного контроля. Выполнение столь значимых функций требует от членов советов соответствующей подготовки. В связи с этим комиссия ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами решила помочь субъектам общественного контроля выполнить свои функции.

Председатель комиссии ОП Галина Гусарова подчеркнула, что это совещание — лишь начало: в дальнейшем в планах проведение целой серии подобных мероприятий; кроме того, помимо онлайн-общения члены комиссии намерены на постоянной основе проводить выездные совещания с членами муниципальных общественных советов на местах.

О концепции общественного контроля, заложенной в целом ряде нормативных правовых документов, принятых на федеральном уровне в последние годы, участникам рассказала член Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Галина Макашина.

«Закон об общественном контроле является неотъемлемой частью системы управления, — подчеркнула Галина Макашина. — В соответствии с этим законом, органы исполнительной власти выступают в качестве инициатора (по сути, заказчика) некоторых форм общественного контроля. Одновременно этот закон направлен на развитие общественных отношений, на формирование социальной структуры общества, в рамках которой стимулируется гражданская активность, повышается взаимное доверие власти и общества, развиваются механизмы обратной связи. Говоря об общественном контроле, мы говорим не просто о контроле за деятельностью органов власти, а о том, как граждане вовлечены в этот процесс, как могут участвовать в принятии властных решений».

По мнению председателя секции по вопросам участия граждан в местном самоуправлении Совета некоммерческих организаций при Самарской Губернской Думе Валентины Пестриковой, одна из основных проблем связана с тем, что Федеральный закон об общественном контроле «не дал монополии на название «общественный совет». Закон не подразумевает, что все существующие общественные советы должны соответствовать прописанным в нем требованиям: требования относятся только к советам, наделенным функцией общественного контроля.

В этой связи муниципалитеты казались перед выбором: наделить функцией общественного контроля уже существующие общественные советы (в таком случае это будет подразумевать и пересмотр состава советов с целью вывести из них всех представителей органов государственной власти и местного самоуправления), или же наряду с действующими советами (а надо признать, что многие из них ведут результативную работу, эффективно выполняя изначально возложенные на них задачи как средства коммуникации, конструктивного взаимодействия между властью и обществом, информирования населения) создать специальные общественные советы по общественному контролю?

Практика показывает, что сегодня общественники, которые занимаются разработкой и реализацией социальных проектов, не слишком хотят становиться общественными контролерами; в то же время, к осуществлению общественного контроля стремятся те, кто до сих пор не участвовал в конструктивном диалоге с властью, не имеет такого опыта, такой практики.

«Действительно, до этого мы говорили о партнерстве, а теперь речь идет не о партнерской, а об ответственной государственной позиции, направленной на повышение эффективности управления. Готовы ли общественные институты осуществлять общественный контроль? И готова ли власть принять такую позицию общественности? Поэтому самая главная проблема внедрения закона об общественном контроле состоит в необходимости понять, что субъекты такого контроля должны не просто думать о том, „как проконтролировать“, но и о том, как организовать взаимодействие», — подчеркнула Галина Макашина.

Вопросы, прозвучавшие в ходе совещания от представителей муниципалитетов, наглядно показали, что и власть, и общественность на местах сегодня находятся в некотором смятении. Однако с момента принятия закона прошло уже более полугода, и пора начинать системную работу, считают общественники.

«Нам нельзя безответственно относиться к такой возможности: не участвуя активно в принятии властных решений, мы не формируем стимул власти обращаться к общественности. А без общественного участия, общественного контроля новая система госуправления, которая задумывалась изначально, будет не настолько эффективной», — уверена Галина Макашина.

Чтобы помочь муниципальным общественным советам определиться с чего начать, и одновременно, чтобы сделать работу по общественному контролю в регионе действительно системной и скоординированной, профильная комиссия Общественной палаты Самарской области составила перечень наиболее актуальных направлений, требующих общественного внимания.

Среди озвученных направлений: мониторинг реализации Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в российской Федерации», общественный контроль за реализацией нормативных актов, предполагающих обеспечение земельными участками многодетных семей, общественный мониторинг качества строительства многоквартирных домов в рамках программ переселения из ветхого и аварийного жилья, общественных контроль за ходом мероприятий по проведению углубленного диспансерного обследования ветеранов Великой Отечественной войны и ряд других.

Как рассказала Галина Гусарова, на данный момент достигнуты договоренности о совместной работе и обмене информацией, необходимой для осуществления мероприятий по общественному контролю, с региональным отделением Общероссийского Народного Фронта, со Службой государственного финансового контроля Самарской области (соглашение о взаимодействии между Общественной палатой Самарской области и Госфинконтролем Самарской области подписано в феврале этого года), с Уполномоченным по правам ребенка в Самарской области (в ближайшее время планируется подписание соглашения между детским омбудсменом и профильной комиссией Общественной палаты). Но, разумеется, очень многое будет зависеть от муниципальных общественных советов: их способности собрать информацию представить реальную картину происходящего на местах.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Галина Макашина, Самарская область

Актуальный комментарий

ФАС выявила картельное соглашение на рынке гречневой крупы

  • Владимир Слепак

    27.03.2020

    Владимир
    Слепак

    «Эти действия поставщиков гречки иначе как экономической диверсией и не назовешь»

Правительство утвердило новую программу обучения граждан старше 50 лет

  • Наталья Починок

    27.03.2020

    Наталья
    Починок

    «Главная задача — донести до зрелых людей, что это возможно за счет федерального бюджета!»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться