RSS Eng

Наблюдателю о применении комплексов обработки избирательных бюллетеней

Комплекс обработки избирательных бюллетеней КОИБ–2010 (далее – КОИБ) предназначен для:

•    автоматизированного приема и обработки бюллетеней для голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума при проведении выборов и референдумов всех уровней в соответствии с действующим законодательством;
•    ввода данных протокола участковой избирательной комиссии, участковой комиссии референдума (далее – участковая комиссия) об итогах голосования, которые не подсчитываются КОИБ;
•    проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол, печатания протоколов участковой комиссии об итогах голосования по каждому виду проводимых выборов и записи результатов голосования по каждому виду проводимых выборов, референдумов, в том числе на внешний носитель информации.

КОИБ используется как составная часть средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» для участковых комиссий.

Порядок использования технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации установлен Инструкцией, утвержденной Постановлением ЦИК России от 06.07.2011 №19/204-6.

 



Особенности работы участковой комиссии при использовании КОИБ

Оператор КОИБ

Функционирование КОИБ в помещении для голосования избирательного участка, участка референдума (далее – помещение для голосования) обеспечивают операторы КОИБ – члены участковой комиссии с правом решающего голоса, которые предварительно прошли курс обучения правилам эксплуатации КОИБ.

Основные функции оператора КОИБ:

1) подготавливать комплекты бюллетеней для проведения тестирования в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования, а также для проведения тренировки в день, предшествующий дню голосования;
2) проверять работоспособность КОИБ в день, предшествующий дню голосования:
3) загружать исходные данные в день голосования;
4) тестировать КОИБ перед началом голосования в день голосования до открытия помещения для голосования избирательного участка, участка референдума;
5) докладывать председателю участковой комиссии о готовности КОИБ к голосованию;
6) осуществлять контроль за работой КОИБ в течение дня голосования, в том числе за сохранностью оборудования, за правильностью ввода бюллетеней избирателями, участниками референдума в КОИБ и, при необходимости, оказывать им консультативную помощь;
7) по указанию председателя участковой комиссии вводить в КОИБ дополнительные сведения - числовые значения строк протокола об итогах голосования, внесенные в увеличенную форму протокола, кроме следующих:
«Число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования»;
«Число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования»;
«Число недействительных бюллетеней»;
«Число действительных бюллетеней»;
«Число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех бюллетенях» («Число голосов участников референдума по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), содержащихся в бюллетенях для голосования на референдуме»);
8) получать на КОИБ распечатки протоколов об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума и передавать их председателю участковой комиссии;
9) сохранять данные протоколов об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума на внешнем носителе информации и передавать его председателю участковой комиссии для представления в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума (далее – вышестоящая комиссия).

Требования к помещению для голосования с использованием КОИБ

В помещении для голосования рядом с информационным стендом и местом установки КОИБ должны быть размещены плакаты с правилами голосования с использованием КОИБ.

Обеспечение участковой комиссии

Участковая комиссия, применяющая КОИБ, дополнительно должна быть обеспечена:
1) прямоугольной печатью с номером избирательного участка, участка референдума, полученной в вышестоящей комиссии;
2) бюллетенями для голосования на выборах, референдумах с использованием КОИБ, полученными в вышестоящей комиссии.

В помещении для голосования избирательного участка, участка референдума должно быть предусмотрено наличие резервного стационарного ящика для голосования.    

Подготовка бюллетеней к выдаче избирателям, участникам референдума

Прямоугольная печать участковой комиссии ставится на лицевой стороне бюллетеня строго в зоне печати комиссии, оттиск печати должен быть четким, не смазанным (недопустимы жирные оттиски, приводящие к «слипанию» цифр, или слабые оттиски с потерей части элементов печати).

Зона печати комиссии – место на лицевой стороне бюллетеня в правом верхнем углу, ограниченное линиями, в котором ставятся печать соответствующей комиссии и подписи членов комиссии.

Контур оттиска печати не должен пересекать или касаться линий рамки зоны печати комиссии.

Подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса ставятся в верхней части зоны печати комиссии, не допускается их попадание в зону цифр на оттиске печати.

В случае использования для защиты бюллетеней специального знака (марки) он размещается только на оборотной стороне бюллетеня.

Оформленные участковой комиссией бюллетени, в том числе бюллетени для проведения тестирования и тренировки, в день, предшествующий дню голосования, проверяются членами участковой комиссии с правом решающего голоса под руководством председателя участковой комиссии. Бюллетени, не прошедшие тестирования и оформленные с нарушением правил, откладываются в отдельную пачку и хранятся в сейфе у председателя участковой комиссии отдельно от бюллетеней, предназначенных к выдаче избирателям, участникам референдума, а после окончания голосования погашаются в установленном порядке вместе с неиспользованными бюллетенями.

Классификация бюллетеней, обрабатываемых КОИБ

Бюллетени классифицируются КОИБ следующим образом:

«Действительный», если он является бюллетенем установленной формы, на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, отметки избирателя, участника референдума проставлены только в допустимом количестве квадратов;

«Недействительный», если он является бюллетенем установленной формы, на нем проставлен оттиск печати соответствующей комиссии, но отметки избирателя, участника референдума не проставлены ни в одном квадрате либо если в нем число отметок в квадратах превышает число отметок, установленное законом;

«Неустановленной формы», если на бюллетене не проставлен оттиск печати соответствующей комиссии либо он не соответствует геометрии бюллетеня установленной формы, либо нарушены правила подготовки бюллетеня.

Бюллетени, классифицированные КОИБ как бюллетени неустановленной формы, сканирующим устройством не принимаются и возвращаются обратно в приемный лоток.

Результаты классификации бюллетеня, опущенного в сканирующее устройство КОИБ, можно просматривать на информационном табло КОИБ только в режиме тестирования.

Сканирующее устройство, входящее в состав КОИБ, – устройство, обеспечивающее считывание информации с бюллетеня, его распознавание (классификацию).

Правила ввода бюллетеней в сканирующее устройство КОИБ

Операторы КОИБ в день голосования по просьбе избирателя, участника референдума консультируют его только по порядку ввода бюллетеней в сканирующее устройство КОИБ и следят за соблюдением следующих правил:

•    бюллетени вводятся в сканирующее устройство только при горящем зеленом индикаторе;
•    бюллетени помещаются в лоток сканирующего устройства только по одному и в расправленном виде;
•    складывать бюллетени недопустимо;
•    бюллетени вводятся в сканирующее устройство лицевой (текстовой) стороной вниз.

Правила ввода бюллетеней должны быть изложены на плакатах, размещаемых рядом с информационным стендом и местом установки КОИБ.

Возврат бюллетеней сканирующим устройством КОИБ происходит автоматически в следующих случаях:

•    при одновременном вводе двух или более бюллетеней;
•    при вводе сложенного бюллетеня;
•    при вводе бюллетеня лицевой стороной вверх;
•    при вводе бюллетеня со значительным смещением в сторону (не по направляющим);
•    при задержке бюллетеня рукой во время ввода;
•    при вводе бюллетеня неустановленной формы;
•    при вводе рваного или очень мятого бюллетеня.

Возвращенный бюллетень не учитывается КОИБ, показания счетчика бюллетеней, опущенных в сканирующее устройство, при возврате не изменяются.

В случаях возврата бюллетеня следует повторно ввести его в сканирующее устройство с точным соблюдением правил ввода.

При неоднократном возврате бюллетеня избирателю, участнику референдума оператор КОИБ предлагает ему заменить бюллетень в установленном порядке и информирует об этом председателя участковой комиссии.

Подготовка КОИБ к проведению голосования в день голосования

Члены участковой комиссии в день голосования собираются в помещении для голосования не позднее чем за час до начала времени голосования для проведения тестирования КОИБ.

Контроль за работой КОИБ осуществляется операторами КОИБ.

Операторам КОИБ необходимо:

1) получить у председателя участковой комиссии по актам ключевой носитель информации и комплект бюллетеней для проведения тестирования КОИБ в день голосования;
2) включить КОИБ и загрузить исходные данные с ключевого носителя информации;
3) уточнить у председателя участковой комиссии информацию о выбывших кандидатах, списках кандидатов. В случае необходимости выполнить процедуру снятия позиций с голосования в соответствии с Порядком работы оператора КОИБ в день голосования;
4) распечатать исходные данные и передать распечатку председателю участковой комиссии.
Распечатка исходных данных подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии;
5) выполнить тестирование КОИБ с помощью комплектов бюллетеней для проведения тестирования КОИБ в день голосования;
6) распечатать протокол тестирования и передать распечатку председателю участковой комиссии.
Распечатка протокола тестирования подписывается председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии. Подписанные распечатки исходных данных и протокола тестирования вкладываются в конверт для документации и вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования передаются в вышестоящую комиссию;
7) из накопителей для бюллетеней извлечь бюллетени, использованные для проведения тестирования КОИБ в день голосования, и после внесения записей о возврате в соответствующий акт сдать их для последующего погашения председателю участковой комиссии;
8) доложить по телефонам о готовности КОИБ к проведению голосования на соответствующем участке.

Тестовые бюллетени неустановленной формы без оттиска печати участковой комиссии после завершения тестирования КОИБ в день голосования заверяются подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и печатью.

При подготовке КОИБ к проведению голосования в день голосования до его начала вправе присутствовать и наблюдать за процессом подготовки КОИБ члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован, или кандидат из указанного списка, представители средств массовой информации, наблюдатели и иностранные (международные) наблюдатели, иные уполномоченные на то лица. Председатель участковой комиссии в обязательном порядке оповещает всех присутствующих о порядке проведения тестирования, его начале и результатах.

! Подготовка КОИБ к проведению голосования должна быть завершена до времени начала голосования на избирательном участке, участке референдума.

Проведение голосования

В день голосования во время, определенное законом, председатель участковой комиссии объявляет об открытии помещения для голосования.

По указанию председателя участковой комиссии операторы КОИБ переводят КОИБ в режим голосования «Стационарный».

Перед началом голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии и лицам, присутствующим в помещении для голосования:

•    пустые накопители бюллетеней;
•    информационные табло всех сканирующих устройств КОИБ с отображением «Принято: 0»;
•    пустые переносные ящики для голосования и резервный стационарный ящик для голосования, которые опечатываются, включая прорезь резервного стационарного ящика, и находятся в помещении для голосования.

Операторы КОИБ устанавливают сканирующие устройства на накопители, опечатывают соединения сканирующих устройств с накопителями для бюллетеней.

Определение числа проголосовавших избирателей, участников референдума

В течение дня голосования в режиме голосования «Стационарный» во время, определенное вышестоящей комиссией, операторы КОИБ считывают показания со счетчиков всех сканирующих устройств КОИБ, суммируют их, делят на количество видов используемых при голосовании бюллетеней, после чего получившееся число проголосовавших избирателей, участников референдума сообщают председателю участковой комиссии, который передает эти данные в вышестоящую комиссию.

Действия операторов КОИБ в нештатных ситуациях, возникших в ходе голосования

В случае возникновения нештатных ситуаций операторы КОИБ немедленно информируют председателя участковой комиссии, сообщают по телефонам «горячей линии технической поддержки» и принимают меры по устранению неисправности в соответствии с Руководством по эксплуатации КОИБ и рекомендациями специалистов группы технической поддержки.

Наиболее тяжелая нештатная ситуация - отказ одного сканирующего устройства.

В случае отказа обоих сканирующих устройств во время голосования операторы КОИБ:

•    немедленно информируют об этом председателя участковой комиссии;
•    сообщают по телефону «горячей линии технической поддержки» и производят перезагрузку обоих сканирующих устройств.

Если попытка восстановить работоспособность КОИБ путем перезагрузки окажется неудачной, участковая комиссия открывает прорезь резервного стационарного ящика для ручного голосования и предлагает избирателям, участникам референдума опускать в него бюллетени.

Организация работы участковой комиссии после окончания голосования в помещении для голосования

По окончании голосования участковая комиссия производит действия по установлению итогов голосования, определенные законом (пункты 3-6 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

После оглашения итоговых данных, полученных в результате работы со списком избирателей, участников референдума, и внесения их в соответствующие строки увеличенных форм протоколов участковая комиссия в присутствии лиц, имеющих право присутствовать при подсчете голосов, производит следующие действия:

1) если в течение дня голосования использовался резервный стационарный ящик для ручного голосования, участковая комиссия проверяет неповрежденность пломб, открывает его, затем председатель участковой комиссии опускает все содержащиеся в нем бюллетени в сканирующее устройство в режиме «Стационарный» таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Обнаруженные поврежденные бюллетени в сканирующее устройство не опускаются. Участковая комиссия в соответствии с пунктом 17 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решает вопрос о действительности всех таких бюллетеней и впоследствии составляет вручную протокол об итогах голосования, суммируя полученные данные этих бюллетеней с данными протокола об итогах голосования, составленного посредством КОИБ;

2) если пломба повреждена, участковая комиссия составляет акт о выявленном повреждении, в котором указывает причину повреждения и излагает свои выводы;

3) после выполнения вышеуказанных действий КОИБ переводится в режим голосования «Переносной».

Организация работы участковой комиссии с переносными ящиками для голосования

Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности пломб на них. Если пломба повреждена, участковая комиссия составляет акт о выявленном повреждении, в котором указывает причину повреждения и излагает свои выводы.

Подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в соответствующую строку увеличенной формы протокола об итогах голосования.

Если число обнаруженных в переносном ящике бюллетеней установленной формы для голосования больше количества заявлений избирателей, участников референдума, содержащих отметку о получении бюллетеня, все бюллетени для голосования, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием этого ящика для голосования.

Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается и вносится в указанный акт. На лицевой стороне каждого из недействительных бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных кандидатов, списков кандидатов, вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой комиссии.

Затем председатель участковой комиссии опускает все бюллетени установленной формы, извлеченные из переносного ящика для голосования, в КОИБ.

Аналогичные действия проводятся со вторым и третьим (при их наличии) переносными ящиками для голосования.

После проведения указанных операций операторы переводят КОИБ в режим «Подведение итогов».

Организация работы участковой комиссии по составлению протокола об итогах голосования для подписания членами участковой комиссии

По указанию председателя участковой комиссии операторы КОИБ распечатывают результаты голосования. Полученные распечатки передаются председателю участковой комиссии.

Распечатки результатов голосования подписываются председателем, заместителем председателя и секретарем участковой комиссии с указанием даты и времени подписания и заверяются печатью участковой комиссии, а затем оглашаются.

Данные, содержащиеся в распечатках результатов голосования, заносятся в увеличенные формы протоколов участковой комиссии.

Для составления протокола об итогах голосования операторы КОИБ получают у председателя участковой комиссии данные строк протокола участковой комиссии, которые не могут быть подсчитаны КОИБ автоматически.

Операторы КОИБ подключают к главному сканирующему устройству клавиатуру, затем производят клавиатурный ввод числовых значений соответствующих строк из увеличенной формы протокола согласно запросам на информационном табло главного сканирующего устройства.

КОИБ производит проверку контрольных соотношений данных протокола, и на информационное табло выводится информация о совпадении либо несовпадении контрольных соотношений.

После составления протокола об итогах голосования с выполненными контрольными соотношениями оператор КОИБ распечатывает протокол участковой комиссии об итогах голосования в двух экземплярах для подписания, полученные распечатки передаются председателю участковой комиссии.

Участковая комиссия сравнивает данные, содержащиеся в полученной распечатке протокола участковой комиссии об итогах голосования на избирательном участке, участке референдума, с данными, содержащимися в ранее полученной распечатке результатов голосования. В случае несовпадения данных, содержащихся в распечатках, участковая комиссия проводит ручной подсчет голосов.

В случае поступления обоснованных жалоб (заявлений), касающихся процедуры подсчета голосов, от лиц, присутствующих при подсчете голосов, участковая комиссия, использовавшая КОИБ, вправе принять решение о незамедлительном проведении непосредственного подсчета голосов без использования КОИБ (ручной подсчет).

Жалобы могут быть признаны обоснованными, если они указывают, в частности, на следующие имевшие место обстоятельства:

•    не была проведена или проведена не полностью процедура тестирования КОИБ в день голосования;
•    лицам, находившимся в помещении для голосования, было отказано в возможности наблюдения за процедурой тестирования КОИБ;
•    в ходе голосования и при подготовке протокола об итогах голосования происходили неоднократные отказы КОИБ;
•    сумма показаний счетчиков опущенных бюллетеней на информационных табло всех КОИБ отличается от количества выданных бюллетеней по всем уровням выборов в большую сторону;
•    нет возможности распечатать протокол из-за отказа принтера;
•    произошел отказ всех сканирующих устройств на участке;
•    отключение электропитания на участке не восстановлено до подведения итогов голосования;
•    КОИБ не был опечатан либо пломбы повреждены;
•    КОИБ не был переведен из режима тестирования в режим голосования «Стационарный» либо из режима голосования «Стационарный» в режим голосования «Переносной»;
•    данные, содержащиеся в распечатке результатов голосования, не соответствуют данным, содержащимся в распечатке протокола об итогах голосования;
•    другие жалобы (заявления), если участковая комиссия признает их обоснованными для проведения ручного подсчета голосов.

Перед подписанием протокола об итогах голосования сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу, вносятся в каждый экземпляр протокола вручную. Проводится проверка контрольных (логических) соотношений в установленном порядке.

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, участников референдума, после чего подписывается протокол участковой комиссии об итогах голосования.

Копии протоколов могут изготавливаться с помощью КОИБ на принтере.

После подписания протокола об итогах голосования и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, оператор по указанию председателя участковой комиссии извлекает из разъема главного сканирующего устройства ключевой носитель информации. После внесения в соответствующий акт записей о возврате ключевых носителей информации оператор возвращает его председателю участковой комиссии для последующей передачи в вышестоящую комиссию вместе с первым экземпляром протокола.

Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами и ключевым носителем информации доставляется в вышестоящую комиссию председателем или секретарем участковой комиссии либо иным членом участковой комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой комиссии. При указанной передаче протокола участковой комиссии вправе присутствовать другие члены участковой комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую комиссию.

Второй экземпляр протокола участковой комиссии об итогах голосования предоставляется для ознакомления лицам, присутствовавшим при подсчете голосов, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой комиссией.

В случае одновременного проведения выборов разных уровней действия по подготовке протоколов об итогах голосования на соответствующих выборах проводятся аналогичным образом.

После подписания всех протоколов об итогах голосования участковая комиссия извлекает бюллетени из накопителей для бюллетеней КОИБ и упаковывает их в мешки или коробки без сортировки. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса.

Пример формы избирательного бюллетеня (при проведении голосования за кандидатов)



 

Пример формы печати, проставляемой на избирательном бюллетене



 

ПРАВИЛА И ОБРАЗЦЫ оформления бюллетеней, выдаваемых избирателям, участникам референдума

Простановка печати на бюллетене

Прямоугольная печать соответствующей комиссии ставится на лицевой стороне бюллетеня строго в зоне печати комиссии (в правом верхнем углу бюллетеня), цифры номера избирательного участка, участка референдума на оттиске печати должны находиться в нижней части зоны печати комиссии. Оттиск печати должен быть четким, не смазанным. Контур оттиска печати не должен пересекать или касаться линий рамки зоны печати комиссии.

 



Правильная простановка печати

Простановка подписей на бюллетене

Подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса ставятся в верхней части зоны печати комиссии на оттиске печати соответствующей комиссии.

       

Правильная простановка подписей

Подписи не должны пересекать рамку зоны печати комиссии, также не допускается их попадание в зону цифр на оттиске печати.

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться