RSS Eng

Кто такой наблюдатель

Статус, права и обязанности наблюдателя установлены основополагающим Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и конкретизируются специальными законами о проведении выборов и референдумов различного уровня.

НАБЛЮДАТЕЛЬ – гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии, комиссии референдума в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность избирательной комиссии, комиссии референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

Способствовать обеспечению объективного проведения голосования, подсчета голосов избирателей, участников референдума, заполнения протоколов комиссий без нарушения установленных законом условий и процедур – в этом состоит основная задача наблюдателя.

Статус наблюдателя

В соответствии с законодательством о выборах и референдумах наблюдателем может быть назначен гражданин Российской Федерации.

Законами могут быть предусмотрены дополнительные уточнения.

Например, Федеральным законом от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.

Наблюдатель может быть назначен:

•    зарегистрированным кандидатом, в установленном Федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» случае – доверенным лицом кандидата;
•     в установленном Федеральным законом от 10 января 2003 года №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» случае – субъектами общественного контроля (Общественной палатой Российской Федерации, общественными палатами субъектов Российской Федерации);
•     избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов;
•     избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов;
•     инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением (созданным и зарегистрированным на уровне, соответствующем уровню референдума, или на более высоком уровне).
•   
Законом может быть предусмотрена возможность назначения наблюдателей иными общественными объединениями.

Наблюдателями не могут быть назначены:

•    выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц;
•    судьи;
•    прокуроры;
•    члены комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном назначившим его субъектом.

Направление должно быть представлено наблюдателем в комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования, либо непосредственно в день голосования.

В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (перечислены выше).

Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом, инициативной группой по проведению референдума и проставление печати не требуются.

•    Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Политическая партия, иное общественное объединение, зарегистрированный кандидат, инициативная группа по проведению референдума, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию, а при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума – в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования или иную предусмотренную законом комиссию, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется.

В участковую комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в этом списке, если иное не установлено федеральным законом.

При проведении выборов Президента Российской Федерации составление такого списка не предусмотрено.

! Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках, участках референдума с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума.

! Наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, участке референдума, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке, участке референдума и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума.

Наблюдая процесс голосования, подсчета голосов, используя проверенные практикой методы наблюдения, наблюдатель представляет свои оценки и выводы относительно подлинности итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

Актуальный комментарий

В Латвии запретили трансляцию девяти российских телеканалов

  • Александр Малькевич

    21.11.2019

    Александр
    Малькевич

    «Похоже, что Украина и Латвия устроили “соревнование по запретительству“. Или чемпионат по цензуре»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться