RSS Eng

20 июня

RSS

Печать

В России начнут действовать новые правила перевозки зерна

В ОП РФ обсудили принципы противодействия рискам при транспортировке зерна на рынке сельхозпродукции

В России начнут действовать новые правила перевозки зерна

Новые правила перевозки зерна были обсуждены в Общественной палате РФ в рамках конференции «Развитие принципов хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции.

Совместная политика по противодействию незаконным действиям на рынке сельскохозяйственной продукции в практиках нового зернового сезона 2019–2020 гг.». Данные нормы начнут действовать в РФ с 1 июля текущего года и направлены на вывод с рынка агропромышленного комплекса (АПК) серых схем и снятие рисков с заказчиков транспорта. Присутствовавшие на мероприятии участники зернового рынка, в том числе крупные зернотрейдеры, поддержали нововведение.

Хартия добросовестных участников рынка была подписана крупными экспортерами и производителями зерна в 2017 году. Она нацелена на то, чтобы все участники оборота сельхозпродукции добросовестно несли налоговое бремя, чтобы все торговые операции осуществлялись прозрачными методами и исключали многоступенчатый процесс перепродажи сельхозпродукции и услуг, чтобы сформировалось нетерпимое отношение к компаниям, уклоняющимся от уплаты налогов.
 
«Полностью поддерживаю принятые нововведения правил перевозки зерна. В рамках встречи мы договорились о подписании договора о сотрудничестве с Ассоциацией добросовестных участников рынка АПК. Считаем, что сегодняшние молодые аграрии — это завтрашние, в том числе крупные, игроки на рынке АПК, поэтому важно на старте ведения своего бизнеса повышать уровень налоговой дисциплины», — прокомментировала Юлия Оглоблина, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий.
 
Заместитель начальника контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич сообщила, что необходимость нововведений связана с тем, что в рамках подписанной в 2017 году хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции остаются риски, связанные, в частности, с заказом транспортных средств на перевозку зерна и готовой продукции.
 
«На деле нередко получается, что владелец зерна (готовой продукции) заключает договор на перевозку, но подрядчик, который выполняет эту услугу, фактически не владеет в достаточном количестве транспортом либо вообще его не имеет. Кроме того, у него нет достаточного штата водителей для оказания услуги — или вообще штата нет, — сказала Бурлевич. — Тогда этот так называемый подрядчик заключает договор аренды с экипажем, но заказчик услуги уже этот договор не видит. При этом субподрядчик также не обладает достаточным количеством транспорта и штатом водителей, обналичивает деньги и рассчитывается с реальными перевозчиками, водителями наличными. А это фактически означает, что сделка будет исполнена неким иным лицом, обязательство по исполнению которой не передано по договору или закону».
 
По ее словам, это риски для заказчика. При проверках налоговые органы могут снять с расходов для целей исчисления налога на прибыль такие неподтвержденные документами транспортные услуги, поскольку положениями пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сделка должна осуществляться лицом, обязательства по исполнению которой переданы по договору, и, соответственно, подтверждаться первичным документами.
 
«Кроме того, также имеются риски неподтверждения налоговыми органами входящего вычета по НДС для заказчика по таким услугам, так как фактические перевозчики не являются плательщиками НДС. Подрядчик, используя организации-однодневки, рисует его из воздуха для заказчика услуги, тем самым позволяя ему получить необоснованную скидку на услугу на сумму НДС путем уменьшения суммы налога к уплате в бюджет на входящий вычет», — заявила она.
 
По ее словам, для того чтобы обезопасить заказчиков от этих рисков, а налоговой службе пополнять бюджет, ФНС вместе с Ассоциацией добросовестных участников рынка АПК подготовила конструкции договоров, которые, по сути, позволят избежать сразу двух рисков — риска в части уплаты НДС и налога на прибыль.
 
«Суть в том, что если перевозчик оказывает услугу собственным транспортом, то это прямой договор подряда с заказчиком. В случае если перевозчик нанимает транспорт или часть его, то это агентская схема. Он берет у реального перевозчика услугу и подтверждающими документами передает ее в пользу заказчика, отражая у себя в учете только агентское вознаграждение, — сказала Бурлевич. — Тем самым происходит обеление транспортного рынка в части уплаты налогов, реальные владельцы транспорта заходят в белую зону и предоставляют реальную услугу. Здесь нет размытого НДС, размытой прибыли, размытых зарплатных налогов».
 
Как отметила Бурлевич, по сути, «заказчик формирует требование на обеление, потому что он заинтересован в том, чтобы подтвердить, что услуга исполнялась теми, кому она передана по договору, а не какими-то иными лицами, с которыми рассчитывались наличными, чтобы уйти от уплаты налогов».
 
«Словом, мы даем заказчикам транспорта конструкцию, как сделать так, чтобы не иметь рисков. А если нет — используйте свои конструкции, но мы придем с проверкой и посмотрим, насколько эта услуга соответствует Налоговому кодексу. Главное, чтобы были реальные ресурсы для исполнения сделок и чтобы положенные средства поступали в бюджет», — заявила она.
 
Варвара Бурлевич также сообщила, что для полного наведения порядка на этом рынке планируется подписать хартию перевозчиков.
 
Как заявила Екатерина Роганова, исполнительный директор Ассоциации добросовестных участников рынка АПК, с 1 июля начинается новый этап реализации принципов, заложенных в хартии, — «обеление операций по перевозке продукции, поскольку автомобильные перевозки в нынешнем виде таят в себе не только налоговые, но и коммерческие риски грузовладельца».
 
«По оценке представителей рынка автоперевозок — а это крупнейшие перевозчики, экспедиторские компании, их объединения, отрасль на 70 процентов находится в теневом секторе», — сказала она.
 
Роганова напомнила, что одним из правил хартии является осмотрительность при выборе грузоперевозчика, в том числе заключение договоров непосредственно с компаниями-перевозчиками или фирмами-посредниками, которые действуют по агентскому договору по поручению или от лица заказчика.
 
В связи с этим Ассоциация добросовестных участников рынка АПК на основании консультаций с ФНС России совместно со специалистами рынка разработала конструкцию договорных форм по перевозке и транспортно-экспедиционному обслуживанию, а также рекомендуемые к применению в коммерческой деятельности формы транспортных договоров. 
 
«Их четыре. Первый, договор перевозки, — прямой договор с фактическим исполнителем, который обладает всеми необходимыми ресурсами для перевозки, и три вида договора с полным или частичным привлечением других фактических перевозчиков: договор транспортной экспедиции; агентский договор на перевозку; договор на выполнение и организацию перевозки (смешанная форма перевозки и агентирования)», — уточнила она.
 
«Принципиально важным для обеления перевозки является прозрачность посреднических операций — то есть их отражение по аналогии с агентской формой. Законодатель дает нам возможность отражать деятельность экспедитора как осуществляющего предпринимательскую деятельность в интересах другого лица, как и агентскую деятельность», — пояснила Роганова.
 
По ее словам, рекомендуемые правила потребуют от всех участников транспортных услуг большего внимания и большего документооборота. «Но мы уверены, что одновременно с этим такой подход сделает рынок автоперевозок состоящим из реальных участников, обеспечит социальный пакет водителям, сейчас получающим зарплату в конверте, выравняет конкурентные условия», — подчеркнула она.
 
«Сегодня отношения участников рынка нацелены на то, чтобы все торговые операции осуществлялись прозрачными методами и исключали многоступенчатый процесс перепродажи сельхозпродукции. Это результат работы хартии. Мы выстраиваем здоровую конкурентную среду, основанную на равных принципах ценообразования, в том числе с учетом уплачиваемых налогов», — сказала глава Ассоциации.
 
По мнению Екатерины Рогановой, в настоящее время ФНС России и ассоциация проводят активную работу с компаниями-экспедиторами, перевозчиками и с их крупными заказчиками из других кластеров рынка — рыбной отрасли, розничных сетей.

Теги: Сельское хозяйство и АПК, Юлия Оглоблина

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться