RSS Eng

31 октября, 2013

RSS

Печать

Сами с усами

Сами с усами

Проблемы современных СМИ и гражданского общества обсуждали руководители районных и республиканских СМИ Удмуртской Республики вместе с председателем Комиссии ОП по поддержке СМИ Павлом Гусевым на слушаниях «СМИ — гражданская журналистика — гражданское общество» в Ижевске, которые прошли в рамках Гражданского форума Удмуртской Республики "Общество и власть - 2013".

«Сегодня для гражданского общества очень важно, что будут представлять из себя СМИ, каков дальнейший их путь развития», — подчеркнул глава Комиссии, открывая слушания.

«Вместо того, чтобы пытаться создать саморегулирование в журналистике, то, к чему пришли многие демократические страны, у них существует очень узкий круг законодательных требований к журналистике, у нас появляются одна за другой депутатские инициативы, — подчеркнул Гусев. — У нас чуть ли не на каждый вздох, чих, междометие, на все, что вокруг нас, скоро будут создаваться законы», — сыронизировал он.

Председатель Комиссии отметил, что за последние год в закон о СМИ пытались внести около 150 поправок. «Закон о СМИ может быть немножко устаревший, в нем нет Интернета, но, то количество жестких поправок, которые вносятся — ему не нужны», — считает главред «МК».

Одни из самых тяжелых поправок, по мнению Гусева, изменения в Гражданский кодекс, касающиеся частной жизни. По сути, этот закон уничтожает расследовательскую журналистику, уверен он.

«Нельзя рассказывать о жизни представителей власти, их доходах, семьях», — пояснил Гусев. Но ряд поправок все-таки законодатели согласились убрать после того, как медисообщество резко выступило против закона. В первом варианте вообще о человеке ничего нельзя было писать. «Допустим, написали бы, что токарь Иванов выполнил 4 нормы, так токарь мог бы сразу за это в суд подать», — сказал он.

Возмущен член ОП и поправками в закон о рекламе биологически активных добавок (БАДов). Теперь СМИ должны нести ответственность за содержание подобной рекламы. «Может, мы должны за всю рекламу отвечать, что даем? Если рекламируем банки, то мы же не гарантируем безопасность ячеек и что банк не обанкротится? Или реклама квартир? Мы же не отвечаем за то, что там крыша крепкая и не протечет и так далее? Это абсолютная глупость, невежество», — заявил Гусев.

Председатель Комиссии ОП высказался и о других инициативах, в которых СМИ должны нести ответственность. Например, недавно предложенная идея ввести ответственность за сообщения о межнациональных отношениях.

«Да, возможно бывают где-то перегибы. Но не говорить о межнациональных отношениях нельзя. Не СМИ создали эти проблемы. Ведь они есть не только у нас, во всем мире. Перекладывать полную ответственность на СМИ — нельзя!», — сказал Гусев.

По его мнению, подобные проблемы можно решить, если дать журналистскому сообществу саморегулирование. Чтобы каждый, кто работает в журналистике, подписывал Кодекс этики журналиста и неукоснительно его соблюдал. За нарушением кодекса следовала бы соответствующая реакция всего медийного сообщества.

Говорили участники слушаний и о будущем печатных СМИ, которым предсказывают вымирание в связи с появлением новых медиа. Гусев уверен, что подобные пророчества преувеличены. Объяснил это он тем, что реклама больше воспринимается в печатных СМИ, а не на страницах интернет-порталов. «Рекламу в Интернет-СМИ никто не смотрит», — заявил он.

И добавил: «Развитие СМИ не может быть зациклено на чем-то одном, все должно быть в комплексе: и развитие печатных СМИ, и телевидения, и радио, и интернета».

Эксперты не обошли стороной и экономические проблемы российских СМИ. Общеизвестно, что 80% СМИ получают деньги из бюджетов: государственного, региональных и муниципальных. Гусев уверен, что такая практика должна искореняться. Ни в одной стране Европы, по его словам, нет ситуации, когда государство выделяет одному СМИ 20 млрд в год! Государство должно создавать равные условия. Если СМИ получает деньги от государства, то пусть не занимает рынок коммерческой рекламы. Вообще же, по мнению Гусева, дотации необходимо распределять через общественные институты. Простое вливание денег в СМИ искажает информационное поле страны, а это в свою очередь может негативно отразиться на информационной безопасности страны, уверен общественник.

«Если люди получают только однобокую информацию, то это плохо влияет на безопасность страны», — подчеркнул он.

В свою очередь декан факультета журналистики Удмуртского государственного университета Владимир Байметов затронул вопросы социальной миссии и гражданской ответственности журналистики.

«Миссия журналистики проста — оперативно, объективно доставлять информацию», — заявил он, однако сегодня умирает журналистика фактов, появляется журналистика мнений. Связано это с несколькими факторами: многими профессия рассматривается как способ существования, журналистика просто начинает потакать аудитории, а читатели в свою очередь не анализирует информацию (интеллектуальная лень аудитории), отсутствуют четкие нравственные ориентиры.

«Я не могу назвать человека, который бы служил для молодежи нравственным ориентиром. Молодежь потеряна. Зато она легко может ответить на вопрос, кто враг, кого бить, — с сожалением отметил он. — Журналистика сегодня как зеркало и как зонт», — подчеркнул он.

Одна из участниц слушаний заявила, что журналистику не интересуют проблемы общества, они не пишут о НКО. На это Павел Гусев заметил, что необходим повод, поскольку идет борьба за интерес аудитории. И журналистика не может не отражать интересы общества, потому что она существует для общества.

Послу слушаний Павел Гусев встретился со студентами Удмуртского государственного университета: журналистами, юристами и международниками, с которыми также обсудил насущные проблемы современных СМИ.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Павел Гусев, СМИ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться