RSS Eng

20 сентября, 2012

RSS

Печать

Как избавиться от синдрома Павлова?

Как избавиться от синдрома Павлова?

Какие предложения и поправки необходимо внести в законопроект «Об образовании РФ», чтобы обеспечить переход к инновационной экономике обсуждали в ОП на слушаниях «Кадровая политика инновационной экономики России: создание многоуровневой системы профессионального образования», организованных Комиссией ОП по науке и инновациям совместно с Интеграционным центром экономических инноваций.

«Глобальное наступление IV технического уклада, отставание в уровне производительности труда от развитых стран, отсутствие инновационной инфраструктуры, требования Стратегии развития 2020, недостатки и затягивание реформы профессионального образования — все это не просто диктует нам необходимость преобразований, но говорит о неизбежности таковых, если мы хотим видеть свою страну преуспевающей, с высоким уровнем жизни граждан», — подчеркнул член Комиссии ОП по науке и инновациям Олег Иншаков.

«Создание инновационных структур и подготовка кадров для них — это не вложения в саму научную сферу. Важно разделять научные разработки и дальнейшее внедрение и продвижение инновационного продукта», — отметил Иншаков. По его словам, в современных условиях развития высоких технологий, информационных структур изменится характер многих производств, какие-то исчезнут совсем, изменится порядок жизни, коммуникаций, питание, лечение, появятся новые продукты, новые профессии, требующие инновационного подхода.

Для решения этой задачи необходимо завершить разработку профессиональных стандартов, обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами, которые востребованы работодателями, создать систему общественно-профессиональной экспертизы.

Но решить эту задачу невозможно без понимания что такое «инновационная экономика». «У нас системная фундаментальная подмена, которая не дает возможности готовить именно инновационные кадры. Мы заменяем процесс инновации — процессом модернизации, мы заменяем подготовку инновационных кадров — подготовкой кадров для работы в интеллектуальной сфере. Это совершенно разные системы», — заявила заместитель начальника Управления кадровой политики Пенсионного фонда РФ, проректор по учебной работе НОУ ДПО Центральный институт непрерывного образования Общества «Знание» России Юлия Корякина.

По словам Корякиной, специфика инновационной экономики в том, что прибыль создается наукой, а не производством. «Чтобы создавать прибыль наукой, инновационными технологиями, необходимы люди, которые могут генерировать научные знания, а не быть просто исполнителями», — подчеркнула она и назвала участникам те факторы, которые препятствуют формированию инновационных кадров сегодня в России.

Это, прежде всего, отсутствие самой модели инновационной экономики именно для России — «мы должны видеть образ будущего, чтобы понимать, кого для него готовить». Второе — это типология мышления — «у нас не формируется мотивация к знаниям, а формируется синдром собаки Павлова, где функцию сахара выполняет оценка, диплом, должность. У нас нет вкуса к самому обучению и знанию». Следующий аспект, который уже лежит в области законодательства — это отсутствие механизма признания квалификации, полученной на протяжении жизненного пути, механизма получения образования, когда знания и компетенция уже есть.

Отсюда и следует проблема подготовки кадров, так как, «чтобы формировать инновационное мышление, у нас должны быть, прежде всего, педагоги, которые обладают технологиями инновационного мышления, которые умеют учить не за оценки, которые умеют развивать функции мозга, позволяющие впоследствии генерировать свои знания». Не говоря о том, что полученные знания необходимо обновлять, так как они устаревают. Например, знания в области нанотехнологий устаревают в течение года, а знания в области энергетики в течение года удваиваются.

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по образованию Владимир Бурматов обратил внимание участников на то, что в Госдуму внесен на обсуждение новый законопроект «Об образовании в РФ». По словам Бурматова, принятие данного закона невозможно более откладывать, поэтому важно не пропустить момент, когда научно-педагогическое сообщество, представители бизнес-структур могут внести свои предложения и поправки к закону, чтобы он отвечал всем требованиям времени, общества и государства, потребностям развития инновационной экономики.

«Очень надеюсь, что после первого чтения законопроекта в Думе мы сможем с вами встретиться уже на думской площадке, чтобы обсудить и внести необходимые поправки», — выразил надежду Владимир Бурматов.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Материалы
  • Детерминанты подготовки кадров инновационной экономики в современной России. О.В. Иншаков (Скачать — 1.52 мБ)

Теги: Олег Иншаков, образование

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться